Сегодня вторник, 07.04.2020: публикаций: 162
Новости. Опубликовано 25.05.2009 00:00  Просмотров всего: 2511; сегодня: 2.

Российские и китайские транснациональные компании: неизбежная адаптация в новых условиях

Российские и китайские транснациональные компании: неизбежная адаптация в новых условиях

Институт исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО публикует аналитический обзор «Глобальная экспансия транснациональных корпораций России и Китая: адаптация в условиях кризиса». В обзоре рассматривается деятельность активных участников этого процесса – российских и китайских транснациональных компаний (ТНК) – и анализируется степень воздействия экономического спада на экспансию и роль этих компаний в новых условиях.

Последнее десятилетие характеризовалось активным ростом исходящих прямых иностранных инвестиций, осуществляемых компаниями из развивающихся стран, в том числе Китая и России, что привело к заметным изменениям в мировых инвестиционных потоках. Китайские и российские компании получили широкие возможности для международной экспансии в начале 2000-х гг. Ключевую роль в этом процессе сыграли изменения в политике и публичная поддержка правительствами этих стран зарубежного инвестирования. Далее представлены основные тенденции, характеризующие выход на внешние рынки компаний из России и Китая.

Международную экспансию в России осуществляли, в основном, частные компании, тогда как в Китае, напротив, при поддержке правительства наиболее масштабную активность продемонстрировали государственные предприятия. Основным направлением инвестиций для российских компаний стали страны Европы, для китайских – страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Вместе с тем, рынок США был одинаково привлекателен и для России и для Китая.

Рост зарубежных инвестиций российских и китайских компаний начинался со сравнимых уровней, однако в Китае количество реализуемых проектов увеличивалось значительно быстрее. Рекордным для китайских компаний-инвесторов стал 2008 год. По разным оценкам в 2008 году китайские ТНК направили на поглощение компаний за границей от 35 до 46 млрд долларов США, в то время как российские – около 12 млрд евро.

Влияние кризиса на экспансию российских и китайских компаний оказалось разным в зависимости не только от отрасли, но и от стратегической модели экспансии. Выход на международные рынки таких российских добывающих компаний, как «Норильский никель» и «Русал», осуществлялся, в первую очередь, с целью увеличения масштаба деятельности; именно эти компании в наибольшей степени пострадали от кризиса. Вместе с тем ряд крупных российских горнодобывающих и энергетических корпораций (такие как «Лукойл», «Газпром» и другие) реализовывали стратегию, сочетающую выход на новые рынки с вертикальной интеграцией в сторону клиентов.

Направленность на создание добавленной стоимости продукции (и услуг) в некоторой степени снизила их зависимость от нестабильности цен на сырье. С точки зрения возможности инвестирования они, таким образом, находятся в лучшем положении, что подтверждается осуществленными в прошедшем полугодии сделками.

Большинство крупнейших китайских ТНК также относится к добывающим отраслям, таким как нефтедобыча и горная промышленность. Однако в отличие от российских добывающих компаний они в основном импортируют, а не экспортируют, и большая часть их исходящих инвестиций направлена на обеспечение доступа к стратегическим природным ресурсам и, как следствие, национальной безопасности. Кроме добывающих компаний, в международной деятельности активно участвуют контролируемые государством компании, реализующие крупные инфраструктурные проекты. Благодаря прочной финансовой позиции китайского государства и его желанию инвестировать за рубеж практически все эти ресурсные и инфраструктурные концерны лучше переносят кризис и продолжают активно искать привлекательные объекты для вложений по всему миру, тем более что цены стали ниже.

Экспансия в развивающиеся страны с целью поиска новых рынков типична для ведущих российских компаний, занятых в потребительских областях, таких как телекоммуникации, розничная торговля, продукты питания, развлечения; этот процесс несколько замедлился из-за затрудненного доступа к финансовым ресурсам, но отнюдь не прекратился. Китайские производственные компании, которые уже несколько лет активно использовали свои преимущества в себестоимости для покорения развитых рынков, теперь также стали обращать больше внимания на развивающиеся рынки.

Особую группу инвесторов составляют российские и китайские производственные компании, придерживавшиеся стратегии «импорта продуктовой линейки». Она состоит в приобретении относительно меньших по размеру, но технологически более продвинутых производственных компаний в развитых странах, и локализации их основной продукции в России или Китае. Такие проекты довольно активно продолжались в 2008 году, однако теперь, в условиях ослабевшего рынка, они выглядят намного менее выгодными и во многих случаях оказываются свёрнуты.

Очевидно, что благодаря международной инвестиционной деятельности и китайские, и российские компании приобретают знания и новые навыки, расширяют свои возможности по управлению, создают мировые бренды и повышают свои конкурентные преимущества на глобальном рынке. Подавляющее большинство как китайских, так и российских компаний, возглавивших зарубежную экспансию в предыдущее десятилетие, смогли в условиях глобального кризиса сохранить организационную целостность и позиции на ключевых рынках. Кроме того, в настоящий момент появилась возможность приобретения потенциально интересных зарубежных активов по значительно более низкой цене, чем раньше. Но смогут российские и китайские компании продолжить активную инвестиционную деятельность и воспользоваться появившимися возможностями, зависит от того, удастся ли им решить основные внутренние проблемы, усугубленные текущей экономической ситуацией.

Профессор Сэм Парк, Президент Института исследований быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО: «Время, когда развивающиеся страны могли предложить миру только дешевое сырье, прошло. В России, Китае, Индии и других экономиках одна за другой возникают транснациональные компании, и это кардинально меняет динамику конкуренции на мировом рынке. Транснациональные компании (японские в 1970-х, из других азиатских стран — в 1980-х) уже меняли структуру мирового рынка. В XXI веке на сцену вышло новое поколение ТНК, в основном из стран БРИК. В обзоре СКОЛКОВО рассматривается это явление, уже оказывающее заметное влияние на структуру мировой конкуренции. Обзор, вышедший вслед за рейтингами российских ТНК за последние два года, содержит сравнительный анализ ТНК Китая и России. В работе также изучается насколько повлиял нынешний финансовый кризис на стратегию глобального расширения, которой придерживаются эти компании. В дальнейшем СКОЛКОВО планирует публикацию исследования, в котором будут рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются транснациональные компании при осуществлении международных операций и даются рекомендации относительно того, как справляться с этими трудностями».

Более подробная информация представлена в обзоре СКОЛКОВО. Планируется, что подобные обзоры на ключевые темы будут публиковаться на регулярной основе.

Вы можете прочитать обзор целиком на сайте СКОЛКОВО: http://www.skolkovo.ru/content/view/897/79/lang.ru/

Норильск Красноярского края является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Фонд Сколково — 218 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос